Мы живём во времена социального и технического прогресса, когда место человека в обществе стало оцениваться мерой его успешности. Как помочь маленькому человеку, ребёнку, стать успешным в жизни, какие первые шаги для этого будут правильными?
Эти вопросы волнуют многих неравнодушных родителей с первых дней жизни их малыша. И поэтому хотелось бы повести об этом диалог с молодыми родителями, обратить внимание всех мам и пап на всестороннее развитие малыша средствами музыки и танца, которые имеют большое значение в формировании творческой и гармонично развитой личности ребёнка.
Для роста и развития детей важно, чтобы при воспитании малыша в каждой семье наступил момент, когда родители задумались бы над тем, какие творческие наклонности есть в их ребёнке, к какому виду искусства его приобщить и как интеллектуально и эстетически развивать своего малыша. Все виды творческого развития, несомненно, очень полезны для познавательного становления ребёнка: и рисование, и лепка, и соломка, и батик. Спасибо детским школам искусств и ремёсел за широкий выбор услуг. Но хотелось бы искренне посоветовать молодым родителям то, что в раннем детстве (начиная, желательно, с 3-х лет) ребёнку для развития полезны именно занятия музыкой, танцами, где малышей, как правило, начинают постепенно обучать нотной грамоте, азам танцевального искусства. Можно не сомневаться, что посещая музыкальную школу или танцевальный кружок, ребёнок получит уроки не только пения, но научится в дальнейшем красиво танцевать, двигаться, держать осанку, к тому же это ещё и духовно развивает малыша. Можно обучать ребёнка параллельно и ещё какому-нибудь виду творчества, например рисованию, но, именно но! музыкальное образование обязательно! Пусть даже малыш не имеет от рождения хорошего музыкального слуха, пусть даже у него нет вокальных данных – всё равно ребёнку музыкальное воспитание необходимо для общего гармоничного развития.
Интерес к музыке, к танцам рождается вместе с человеком. Обратите внимание, вспомните, что маленькие дети, едва научившись ходить, уже «приплясывают» под приятную, понравившуюся мелодию, покачиваются в такт музыке, любят послушать песни, хорошо засыпают под приятную музыку. И вот этим природным музыкальным задаткам в детях нельзя позволить не развиваться.
Если говорить о танце, то значение обучения танцу многогранно, воспитательный потенциал танца огромен. Ведь танец – это, с одной стороны, вид творчества, с другой стороны, танец – это разновидность музыкального искусства, позволяющая ребёнку раскрыть свой духовный мир. Никому не забыть того чувства, как важна и волнительна была для нас в детстве, посещая школьные вечерние балы, новизна чувств «первого танца», ведь все девчонки хотят, чтобы их в танце воспринимали как настоящих леди, а мальчики видят себя джентльменами, именно так, как в сказках, а проявлению этих сказочных чувств учит танец!
Танец – это высоко эмоциональная, духовно обогащающая сфера человеческого общения. Помимо красоты движения, танец с раннего детства учит ещё и красоте поведения в обществе, в коллективе, красоте общения между мужчинами и женщинами. Уроки танца помогают также изучить различные музыкальные произведения известных композиторов. Любой танец разучивается под какое-то музыкальное произведение, а это, как правило, шедевры музыкального богатства нашего общества. Для маленького гражданина откроются золотые страницы знаний о музыке, о прекрасном.
Музыкальные занятия дают детям возможность повысить и развивать свою эстетическую креативность, выявляют скрытые до этого новые интересные возможности ребёнка в творческом развитии.
Детские танцы – это преподавание детям основ выразительности танцевальных движений (па, ритм, пластика и мимика и др.), помогающие показать эмоциональное восприятие маленьким человеком окружающего мира. Обучение детскому танцу начинается со знакомства с ритмикой, где детей сначала учат простым танцевальным движениям. Часто учителя проводят с детьми танцы-игры, в которых посредством движений ребят учат выражать свои чувства: радость, печаль, восторг, огорчение и др.
Поэтому преподаватели музыкальных школ в работе с детьми дошкольного возраста стремятся помочь всестороннему развитию ребёнка, формируя творческие способности детей, развивая на занятиях чувство музыкальности и танцевального ритма, а также чувственность, эмоциональность, а всё это воспитывает ребёнка быть добрым, отзывчивым в жизни.
Цели обучения детей танцам и музыке можно свести к следующему: список
- Танец и музыка развивают у ребёнка музыкальный слух. Детей учат слушать и слышать музыку, дети начинают понимать настроение музыкального произведения, его характер и содержание.
- Танец и музыка знакомят с особенностями танцевального искусства, с его азами, развивают чувство ритма, музыкальный кругозор, музыкальную память.
- Занятия в музыкальной школе способствуют развитию коллективизма, товарищества, дружественного отношения к своим партнёрам.
- Занятия танцами и музыкой позволяют открыть и развивать музыкальное творчество ребенка: музыкальную фантазию и индивидуальность.
- Танец служит развитию красоты и гармонии движения тела: стройная осанка, изящная походка.
- Музыка и танец совершенствуют эмоциональную сферу ребёнка: умения выразить радость, восторг, огорчение и другие эмоции через танец при помощи всевозможных па, при помощи мимики и пантомимы.
- Занятия танцами способствуют гармоничному развитию формирующейся личности ребёнка.
Здесь несколько слов о значении слова «гармония».
Слово «гармония» происходит от греческого «согласие, лад, красота » и обозначает сбалансированное, согласованное развитие всех основных физических и психических сторон формирования подрастающего молодого человека. Умение видеть прекрасное во всём, что нас окружает в жизни, в искусстве, в природе, в людях, и внедрять красоту в жизнедеятельность человека является одним из великих человеческих дарований, приносящим радость в жизни всем, у кого есть в душе это чувство.
И именно на уроках обучения танцам и музыки малыш соприкасается с этой гармонией, ему спешат на помощь полноценно развивать свои индивидуальные особенности, выработать хороший эстетический вкус, и всё это, несомненно, поможет привести в гармонию внутренний мир ребенка.
Уроки музыки, ритмики и танцев обогащают эмоциональный словарь каждого ребёнка, дают возможность разнообразить способы его выражения, это избавит ребёнка от трудности в самовыражении, повысит его коммуникабельность.
Внимательное отношение к каждому ребенку при обучении танцевальному искусству дарит ключ к раскрытию его творческих талантов, ребёнку станет понятен мир человеческого общения, исчезнет скованность в самовыражении, появится чувство самодостаточности и самоуверенности, что избавит от ненужной застенчивости, от боязни аудитории, а это повысит способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Увлечение танцами в детском возрасте имеет положительную социальную оценку: этим можно предотвратить возникновение негативных мыслей и увлечений, девиантного поведения, музыка изменяет образ мыслей в лучшую сторону, воспитывает в лучшем направлении отношение к окружающим.
Можно с полной уверенностью сказать, что у танца очень большие заслуги в сфере воспитания детей, это не просто исполнение всевозможных вальсов и полек. Танец – это способ формирования личности, тропинка помощи к постепенному достижению успешности человека на любом поприще. Танцевальное искусство укрепляет гармонию духа и тела человека, раскрывает глубинные тайники духовного мира ребёнка.
И наш совет поэтому: включите в процесс воспитания вашего ребёнка и занятия танцами, музыкой! Это вернётся к вам сторицей! Вы будете в дальнейшем любоваться и гордиться своим ребёнком, где бы он ни был!
В музыке и танце рождается духовно красивая, эмоционально богатая личность, так как музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Без звуков музыки жизнь человека была бы неполна, глуха и бедна, как об этом прекрасно сказал всемирно известный композитор Д.Д.Шостакович: «В добрый путь, уважаемые родители! Творческих побед, ребята!»