Никто не будет спорить, что музыка сопровождала человека на протяжении всей его истории. Музыке приписывались магические, очаровывающие, деструктивные и созидающие свойства. Она сопровождает нас в работе и на отдыхе.
Можно сказать, что музыка, это не просто искусство, а мощнейшее средство воздействия на психику человека, заставляющее испытывать разные эмоции, переживания. Это достигается с помощью изменения таких характеристик как тембр, темп, громкость, мелодичность.
И сегодня нет ни одного человека, который бы был совершенно равнодушен к музыке. В том числе и дети.
Так какой же должна быть детская музыка?
Сейчас невероятно большое количество музыкальных направлений и стилей, которые являются как средством самовыражения, так и средством общения. Воспитание и обучение музыкой начинается с самых первых дней жизни ребенка, когда мама напевает колыбельные, потешки, детские песенки. Позже, по мере взросления маленького человека, к процессу воспитания подключается музыка из мультфильмов, детских спектаклей, фильмов.
Возникает закономерный вопрос – вся ли так называемая «детская музыка» полезна для развивающейся личности?
Трудно переоценить влияние классической музыки на человека любого возраста. К слову можно сказать, что существует ряд исследований о влиянии классики на животных и растения. Результаты этих исследований говорят о том, что живые организмы, постоянно слушавшие Моцарта, Чайковского, Бетховена и других композиторов быстрее росли и развивались, меньше болели.
Конечно, проводились эксперименты, изучающие и детское развитие под влиянием классической музыки. Результаты этих исследований говорят о том, что произведения классиков имеют успокоительный, умиротворяющий эффект. Дети под эту музыку лучше едят и усваивают пищу, быстрее запоминают обучающую информацию, имеют лучшие результаты в выполнении разных заданий.
Взрослые, при выборе музыкального произведения, должны ориентироваться на легкость звучания и мелодичность, без значимых ударных партий, так как доказано зомбирующее действие такой музыки.
Тембр классического произведения должен находиться преимущественно в области высоких частот, так как на основании множества случаев доказано негативное влияние низких частот на психику человека.
Также нельзя громко включать музыку для прослушивания, так как громкий звук может вызвать у ребенка возбудимость, тревожность, ухудшить аппетит.
Кроме того, нельзя разрешать ребенку слушать музыку через наушники, так как в этом случае звук, воздействуя непосредственно на мозг, может вызвать микросотрясение. Этот, так называемый «звуковой шок», имеет очень неприятные последствия для взрослого, а у ребенка он может вызвать необратимые последствия в коре головного мозга. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о недопустимости прослушивания детьми тяжелого рока, клубной музыки, рэпа и пр.
Очень важно, чтобы родители пели вместе со своими детками. Пусть это будут песни из мультфильмов, колыбельные, новогодние и другие детские песни. Кроме чувства сплоченности, единства, совместное пение укрепляет голос. Ведь это знает любой музыкальный руководитель, что даже самый безголосый воспитанник при постоянной практике к концу учебного года имеет достаточно хороший и голос и музыкальный слух.
Конечно, при выборе музыкального произведения надо учитывать и время суток. Так, утром можно включать ритмичную, бодрящую мелодию в быстром темпе. А вечером лучше выбрать песенки в более медленном темпе, постепенно переходя к колыбельным.
Чтобы не перегружать психику ребенка, специалисты советуют ограничить время прослушивания музыкальных произведений. Так, для детей до 3-х лет это время ограничивается 1 часом. Этот час можно разделить на 3-4 части. В старшем возрасте время прослушивания надо постепенно увеличивать.
Ну и, безусловно, чтобы воспитать хороший музыкальный вкус, слух, чтобы малыш получил эстетическое, психическое развитие, чтобы укрепились внутрисемейные отношения надо ходить вместе на музыкальные концерты, спектакли, организованные специально для детей.