Мы можем видеть звуки. То, что звуки вызывают цветные образы, было замечено достаточно давно. Об этом заявлял еще композитор А.Скрябин, утверждавший, что видит цвета во время прослушивания музыки. На таком специфическом свойстве было основано целое направление в искусстве, которое получило позднее название "цветомузыка". Есть свидетельства о звуках речи, особенно гласных, которые могут восприниматься в цвете. В сонете "Гласные" написанным А.Рембо есть четкая раскраска звуков. Так, например, в зеленый и синий были раскрашены гласная "У" и "О" соответственно. К.Нироп раскрасил гласные немного иначе, для него буква "У" была ярко-желтой, а для А.Шлегеля гласная "О" - пурпурная.
Исследователи проводили много таких работ по определению цветов гласных звуков, но результаты получались разные. Отсюда напрашивается вывод, что для каждого человека цветовое восприятие звуков практически индивидуально. И поэтому мы начинаем сомневаться в том, что реальное соответствие между звуками и цветами действительно существует. Вдруг это случайность, плод фантазии? Или же такое восприятие на самом деле существует, но для отдельных индивидов? Или же восприятие цвета по звуку - тонкий, индивидуальный механизм каждого человека? По этим вопросам было очень много дискуссий, но сходились обычно на одном "звук речи - цвет" - сугубо индивидуальный феномен. В принципе если рассматривать каждое отдельное субъективное мнение, то гласные будут раскрашены во все цвета радуги.
Наука в наше время начнет верить в явление только тогда, когда оно будет строго доказано с помощью физических, геометрических, алгебраических, биологических и химических уравнений, вычислений, объяснений в присутствии всех "светлых голов", да так, чтобы придраться не к чему было. Но все же, главное остается за практикой, явление должно наблюдаемо функционировать. Но так как речь идет о психике человека, то тут наука становится бессильной. Вот вам и "необъяснимо, но факт". В 21 веке в эту область наука ещё проникает достаточно редко, и то с трудом. Явления непосредственно практически не проявляются, и в экспериментах чаще всего тоже не проявляются, вычислению с помощью формул поддаются так плохо, что можно сказать, что они им вообще не поддаются. Помимо этого, с помощью изучения искусственного интеллекта было установлено, что человек в экстренных ситуациях принимает решения не за счет перебора вариантов возможных действий и рассмотрения последствий, которые за собой повлечет данный поступок, а за счет так называемой "интуиции", которая подталкивает человека к принятию спонтанного, не всегда оптимального, но в большинстве случаев верного решения. Думаю, у каждого в жизни были такие случаи. Взять хотя бы школу. Для школьников, которые систематически не учат домашние задания, контрольная работа является настоящей зубной и головной болью, помноженной надвое, зато в тесте они чувствуют себя намного увереннее отличников, которые заучивают все назубок и путаются во время написания того самого теста из за того, что в тесте нет прям того варианта ответа, на который они рассчитывали, зазубривая материал наизусть. Разве у вас не было такого, что ваша интуиция подталкивает вас к принятию решения обвести в кружок именно этот ответ, а не какой – либо другой?
Философия - это конечно хорошо, но мы немного отошли от проблемы текста. Для того, чтобы понять суть феномена, с помощью которого у человека происходит соответствие звуков с цветами, проводились эксперименты. Суть одного из них была следующей: испытуемым дается стимул, реакции на него регистрируются особыми приборами. Регистрация производится путем подачи звуков, с приказом сопоставить их с цветами, либо прослушать звуки и построить их по цветам, либо от самого яркого до самого тусклого. Множество таких экспериментов показало, что большинство испытуемых сопоставляет буквы и цвета весьма определенно. Три гласные буквы были сопоставлены с цветами испытуемыми одинаково. Это буквы а, е, и. Стоит заметить, что лингвисты всего мира считают эти буквы опорными для развития речевого аппарата человека. Остальные же буквы имеют оттеночный цвет, самим цветом они не отличаются от опорных букв, они имеют или более светлый, или более темный оттенок. Например, буква я. Она не отличается по цвету от буквы а, которая принимает синий цвет, она просто представляется ярче. Интересный случай произошел с буквой ё. Написание ее схоже с написанием буквы е, но произношением она похожа на букву о. Поэтому цвет ее является промежуточным между цветом этих ее двух букв – сестер, цвета которых зеленый и желтый.
Таким образом, мы приходим к выводу, что звукобуквенные соответствия в большинстве случаев прочно закреплены и являются общими, но есть индивиды, показания которых противоречат показаниям коллектива. Но ведь если люди, страдающие дальтонизмом, не различают цветов, это не означает, что цветов не существует. Точно так же и здесь. Очень важно, что большинство людей четко сопоставляют цвета и звуки, а именно то, что результаты этих сопоставлений у испытуемых совпадают.
В заключение скажем, что как видно комментарии излишни. Поэты и музыканты сами за себя могли бы сказать словами. Они его действительно видят своим внутренним взором, недоступным окружающим. Но это не значить, что каждый не может уловить удивительную особенность музыкальной и поэтической речи.